Скачать проверочные листы

Изменения правил постановки на учет иностранных работников по месту их пребывания

i-31

Ни для кого не секрет, что в последние годы миграционное законодательство претерпевает серьезные изменения. Из года в год все сокращаются квоты на выдачу приглашений на въезд иностранцам, на выдачу им разрешений на работу. В целом миграционная политика России идет по пути ужесточения мер.

В конце июня 2018г. Президент подписал закон, который изменил правила постановки на учет иностранных работников по месту их пребывания. Конкретно речь идет о Федеральном законе от 27.06.2018 N 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”. Данный закон вступит в силу 08 июля 2018г.

Ранее Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” устанавливал следующее понятие места пребывания иностранца:

«место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

В соответствии с изменениями, внесенными 163-ФЗ, теперь данное определение звучит иначе:

«место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».

Случай, указанный в части 2 статьи 21 в 163-ФЗ, выглядит следующим образом:

«Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».

Изменилось, соответственно, и определение принимающей стороны для организаций. В старой редакции 109-ФЗ понятие принимающей стороны выглядело так:

«сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации»

В новой редакции в определении снова встречается ссылка на часть 2 статьи 21 в редакции 163-ФЗ:

«сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации»

Таким образом, с 08 июля 2018г. работодатель, у которого работник фактически не проживает, не может быть принимающей стороной и, соответственно, у него больше не возникает обязанности ставить своих иностранных работников на миграционный учет.

Это выглядит как мера, которая освободит работодателя от проблем с подачей уведомления о прибытии иностранца в МВД РФ. Однако, до сих пор неизвестна позиция МВД РФ относительно того, придется ли теперь работодателям, которые не имеют у себя помещений для проживания работников, снимать всех иностранцев с учета, и будут ли те в свою очередь самостоятельно в срочном порядке решать вопрос с регистрацией по месту пребывания.

В данной ситуации работодателям следует направлять официальные запросы в Управления по вопросам миграции ГУ МВД России и запрашивать их правовую позицию по миграционным нововведениям, которые вот-вот вступят в силу.