Обращение с отходами в России

1_minprirodbl-LOGOВ России накоплено более 30 млрд тонн отходов. Переработке подвергается менее 40% промышленных отходов и лишь 7–10% твердых бытовых отходов. Более 80% полигонов не соответствуют установленным требованиям.

Отсутствие системы утилизации и переработки ведет к постоянному накоплению отходов на полигонах, не соответствующих
экологическим требованиям, и в несанкционированных местах, в том числе водоохранных зонах рек, санитарных зонах скважин
питьевого водоснабжения, полосах отвода автомобильных и железных дорог, на участках лесного фонда и особо охраняемых
природных территорий. Особую обеспокоенность вызывает состояние мест захоронения биологических отходов, зараженных
бациллами сибирской язвы, обладающими способностью длительно сохраняться во внешней среде, образуя стойкие почвенные очаги на обширных территориях.

Задача обеспечения экологически безопасного обращения с отходами определена Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р утверждены конкретные мероприятия организационно-правового и экономического характера, реализация которых позволит коренным образом изменить ситуацию.
Вместе с тем многое можно сделать уже сегодня. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что зачастую загрязнение земель и вод отходами производства и потребления, атмосферного воздуха при горении свалок происходит вследствие элементарного несоблюдения санитарных и природоохранных норм. Прокурорам следует принимать исчерпывающие меры реагирования в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, игнорирующих требования закона об обязательной сортировке отходов и не принимающих должных мер к утилизации. Необходимо жестко пресекать нарушения хозяйствующими субъектами установленных требований к полигонам бытовых отходов, норм о лицензировании деятельности по захоронению опасных отходов, о содержании скотомогильников.

Преодолению накопившихся в этой сфере проблем содействует прокурорская практика по предъявлению к органам власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиям исков о приведении мест размещения отходов в
соответствии с требованиями законодательства, ликвидации несанкционированных свалок и др. Подобная практика должна
быть продолжена.

Важна также деятельность по предотвращению нарушений законов об охране водных объектов. Основной причиной загрязнения водных объектов, многие из которых служат источниками питьевого водоснабжения, остается сброс в поверхностные водные объекты загрязненных стоков. Большое количество предприятий имеют примитивные, не отвечающие современным требованиям очистные сооружения, либо вообще сбрасывают сточные воды без очистки, не принимают мер к предупреждению и своевременному устранению аварийных ситуаций, не соблюдают установленные природоохранные и санитарные нормы и правила. Новые очистные сооружения не строятся, либо строятся крайне медленно. Остро стоит проблема подачи населению воды, отвечающей санитарным требованиям.
От своевременной реакции надзорных органов власти на бездействие органов местного самоуправления, собственников по приведению систем водоснабжения и водоотведения в надлежащее состояние зависят здоровье граждан, будущих поколений, сохранность водных ресурсов.

Следует добиться от уполномоченных органов принятия мер по охране источников питьевого водоснабжения, восстановлению водопроводов городских и сельских поселений, внедрению современных технологий подготовки питьевой воды; пресекать факты незаконного строительства и размещения объектов в водоохранных зонах береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ; не допускать нарушения установленных границ прибрежных защитных полос водных объектов и иных требований законодательства в целях предотвращения загрязнения, заиления водных объектов и истощения их вод.