Обязанности производственного персонала и населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях

federalnaya-protivopozharnaya-sluzhba

Одна из главнеиших задач РСЧС — проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении — защита жизни и здоровья людей, территории, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача — сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Центральная задача — проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений требований норм проектирования и строительства. Например, допускается возведение жилых домов и предприятии в зонах затопления и других потенциально опасных районах. Прекратилось строительство защитных сооружении. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.
Организация оповещения и информирование населения о чрезвычай-ных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальные системы оповещения вокруг потенциально опасных объекгов (химических предприятия, атомных электростанции, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эта задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения авариино-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, разливы СДЯВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы — все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.
Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Киселевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Опять, второй год подряд, около 250 домов и 12 промышленных предприятий г.Серова оказались в зоне затопления.
Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Сверддовской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха.
Части и подразделения войск Г0 ежегодно более 1000 раз привлекались к работам, связанным с ликвидацией чрезвычаиных ситуаций. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997 г. около 5 тыс. операций, в ходе которых было спасено более 16 тыс, человек.

 

ПРАВА. ОБЯЗАННОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Законом Российской Федерации «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностеи и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычаиных ситуаций (ст.18).

Граждане России имеют ПРАВО:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;
  • при необходимости использовать средства коллекгивной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительнои власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людеи в чрезвычайных ситуациях;
  • получать информацию о надвигающеися опасности, о риске, которому может подвергнуться население на тои или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающеися обстановки;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местцого самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
  • участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльскои АЭС было принято около десяти различных постановления о льготах и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа и назначения пенсии. Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании всеи системы РСЧС.  А посему каждый россияннн ОБЯЗАН (ст.19):

  • активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;
  • соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • выполнять меры безопасности в бьпу и повседневнои трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
  • изучать основные способы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации, приемы оказания первой медицинскои помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
  • знать сигналы оповещения и порядок действии по ним;
  • четко вьшолнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при первои возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Кроме общих обязанностеи и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действии как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивньми веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.

Особо следует сказать об ответственности. С появлением уже упоминавшегося закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субьектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения защиты населения и территории. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычаиных ситуациях — дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так, Требования закона — не благие пожелания, не призыв, не лозунг!

 

Статья 28 данного правового акта определяет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за нарушение Законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычаиных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении Законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законодательством РФ и Законодательством субъектов Россииской Федерации.