Скачать проверочные листы

Поэтапное проведение специальной оценки условий труда

1647_18380Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Такая обязанность закреплена в ч.2 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее- Закон №426-ФЗ).

Если в Вашей организации до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

В том случае, если в организации не проводилась ни аттестация рабочих мест, ни специальная оценка условий труда, то  в силу ч.6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, если такие рабочие места не относятся к:

а) рабочим местам работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

б) рабочим местам, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

в) рабочим местам, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Но ко всем ли работодателям применима норма ч.6 ст. 27 Закона №426?

Какова позиция судов по данному вопросу?

Одни суды считают, что если нет доказательств того, что  рабочие места относятся к рабочим местам, указанным в части шестой статьи 10 Закона №426-ФЗ (о которых речь шла выше), то специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года. Требования о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда противоречат части 6 статьи 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которым в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года (См.: Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу N 11-11698/2014; Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 по делу N 33-5613)

Но имеет место и иная позиция судов по данному вопросу (См.: Решение Свердловского областного суда от 15.10.2014 по делу N 72-773/2014; Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 по делу N 33-823 ), которая основывается на том, что положение ч.6 ст. 27 Закона №426-ФЗ согласно части четвертой статьи 27 Закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» распространяется только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу Закона № 426 -ФЗ, то есть до 01 января 2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Говоря о статистике, то чаще всего судебная практика идет по пути обязывания работодателя в проведении специальной оценке условий труда, не смотря на наличие в законе права поэтапного проведения специальной оценки условий труда до 31 декабря 2018 года. Это так же можно связать и с тем, что до проведения специальной оценки условий труда (и при отсутствии результатов аттестации, действующих до 01.01.2014 года) организация фактически не может исполнить требования закона об обязательном указании в трудовом договоре условий труда на рабочем месте.

Если говорить о рисках, то  за отсутствие одного из обязательных условий трудового договора, а именно условий труда на рабочем месте работодатель несет риск привлечения его к административной ответственности либо по ч.1 либо по ч. 3 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (на усмотрение проверяющих органов) с максимально возможным штрафом 100 000 руб. В свою очередь за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах на работодателе лежит риск привлечения к административной ответственности по ч.2 ст. 5.27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, максимальный штраф по которой достигает восемьдесят тысяч рублей.