Скачать проверочные листы

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организаций и ведомственной пожарной охраны

i-38

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации


В Федеральном законе «О гражданской обороне» определены:

  • основные задачи в области гражданской обороны;
  • полномочия организаций в области гражданской обороны; -руководство гражданской обороной;
  • силы гражданской обороны.

 

К основным задачам в области гражданской обороны относятся:

  • обучение населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время; -разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.


 

Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители. Руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.


К силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


 

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:

  • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны определяется «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782.


Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

 

Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

  • планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
  • создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
  • обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.

 

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:

  • в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек — 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек — 2 — 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек — 3 — 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек — 5 — 6 освобожденных работников;
  • в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек — 1 освобожденный работник;
  • в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек — работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

 

«Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований» утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты или эксплуатирующими их, а та кисе имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

 

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

  • проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
  • санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
  • обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

 

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

  • разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
  • укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
  • осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.


 

Структура, задачи, состав сил и средств ведомственной пожарной охраны


По статистическим данным на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров, а материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Пожароопасность сегодня возрастает, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов. Используется в огромных количествах нефть и нефтепродукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осторожности, высокой технологической дисциплины.

Многие предприятия и иные объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности. Из этого можно сделать вывод о том, что основой предупреждения пожаров является организация обеспечения пожарной безопасности.


 

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» основой обеспечения пожарной безопасности является соблюдение:

  • мер пожарной безопасности, то есть действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
  • противопожарного режима, то есть правил поведения людей, порядка организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
  • требований пожарной безопасности, под которыми подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (следовательно, нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности).

 

Для обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации была создана система обеспечения пожарной безопасности, которая является совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.


Наиболее значимым элементом системы обеспечения пожарной безопасности является пожарная охрана.

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


 

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная противопожарная служба;
  • муниципальная пожарная охрана;
  • ведомственная пожарная охрана;
  • частная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Ведомственная пожарная охрана создается в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний.


Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Государственной противопожарной службой.


 

На подразделения ведомственной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

 

В соответствии с возложенными задачами основными функциями ведомственной пожарной охраны являются:

  • контроль соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
  • участие в обучении населения мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении подготовки населения к действиям при возникновении пожара;
  • проведение противопожарной пропаганды;
  • участие в тушении пожаров.

 

Необходимо отметить, что при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

К силам ведомственной пожарной охраны относятся личный состав подразделений ведомственной пожарной охраны, который является главной и решающей силой в выполнении боевых задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.


 

Основными средствами ведомственной пожарной охраны являются:

  • пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.);
  • водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения;
  • огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т. п.);
  • средства связи и освещения;
  • транспортные средства.

 

Также для выполнения задач, возложенных на ведомственную пожарную охрану, возможно использование и инженерно-технических средств.

Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили, которые предназначены для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.


В зависимости от назначения пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

К основным относятся: пожарные автоцистерны, пожарные автонасосы насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения.

К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобили связи и освещения пожарные технические, газодымозащитные и водозащитные автомобили.

К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и другие автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.