Законодательство РФ в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности

закон

Одной из основных задач государства и общества является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории страны, как в мирное, так и в военное время. Во многих государствах мира пришли к выводу, что для решения данной проблемы и успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика.


Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ определяет:

  • задачи гражданской обороны и правовые основы их осуществления;
  • правовое регулирование в области гражданской обороны;
  • принципы организации и ведения гражданской обороны;
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
  • права и обязанности граждан в области гражданской обороны;
  • руководство гражданской обороны;
  • силы гражданской обороны.

В Федеральном законе дано понятие гражданской обороны.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ определяет:

  • общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • задачи, принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

•обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

•обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

•порядок участия общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальную защиту по страдавших;
  • порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • процедуры государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Федеральный закон дает понятия о ЧС и их предупреждении:

  • чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

 

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности.

Во-первых, данный закон определяет:

  • общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;
  • виды и основные задачи пожарной охраны;
  • гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности;
  • полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности;
  • права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности:

•права и обязанности граждан;

•права и обязанности организаций;

•ответственность за нарушение требований пожарной безопасности;

•административная ответственность руководителей организаций.


 

Во-вторых, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности.


 

В-третьих, регламентирует:

  • нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • учет пожаров и их последствий;
  • особый противопожарный режим;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • подтверждение соответствия в области пожарной безопасности.

 

В-четвертых, дает основные понятия:

  • пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  • требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
  • противопожарный режим — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
  • меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
  • пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
  • федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
  • ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.