Скачать проверочные листы

Мнение Департамента здравоохранения по поводу аптечек и оказания первой доврачебной помощи

acf4b5244261c292397a16707d0bc656

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 октября 2018 г. № 14-3/2095930

 

Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности совместно с главным внештатным специалистом по первой помощи Минздрава России рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Минздрав России наделен полномочием давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, только в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.

В этой связи нижеизложенное разъяснение отражает лишь мнение Департамента по поставленным вопросам.

В соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. Состав аптечек для оказания первой помощи работникам установлен приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (далее — приказ Минздравсоцразвития России № 169н). Лекарственные средства в состав аптечек для оказания первой помощи работникам не входят.

В соответствии с пунктом 8.1.5.2 приложения к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 на транспортной единице должно перевозиться снаряжение, требуемое в случае всех знаков опасности, в том числе жидкость для промывания глаз. При этом в качестве жидкости для промывания глаз должна использоваться вода.

Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 873н, Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 835н, Правила по охране труда при производстве цемента, утвержденные приказом Минтруда России от 16.11.2015 № 722н, Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, утвержденные приказом Минтруда России от 19.04.2017 № 371н, Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н, Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утвержденные приказом Минтруда России от 25.02.2016 № 76н, принимались Минтрудом России без согласования с Минздравом России. В части организации оказания первой помощи, в том числе применения лекарственных средств для оказания первой помощи, указанные Правила противоречат Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (далее — приказ Минздрава России № 477н) и приказу Минздравсоцразвития России № 169н. Лекарственные средства не должны входить в комплектацию поста для оказания первой помощи работникам.

Статья 29 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что организация охраны здоровья граждан осуществляется в том числе путем организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи. Термин «оказание первой доврачебной помощи», используемый в отдельных вышеперечисленных Правилах по охране труда, нелегитимен, так как противоречит Федеральному закону № 323-ФЗ. Такого вида помощи не существует. Вышеуказанные Правила по охране труда должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. До их приведения в соответствие в части организации оказания первой помощи необходимо руководствоваться Федеральным законом № 323-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России № 477н, приказом Минздравсоцразвития России № 169н.

Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация транспортного средства без аптечки. Состав аптечки первой помощи (автомобильной) утвержден приказом Минздравмедпрома России от 20.08.1996 № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)». Не установлена обязанность дополнительно комплектовать транспортное средство аптечкой для оказания первой помощи работникам, состав которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 169н.

В соответствии с приложением № 1 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н, первая помощь оказывается при следующих состояниях:

  • отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения, отморожения и другие эффекты воздействия низких температур и отравления.

Приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России № 477н устанавливает перечень мероприятий по оказанию первой помощи, а именно:

  • 1) мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи;
  • 2) вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
  • 3) определение наличия сознания у пострадавшего;
  • 4) мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего;
  • 5) мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
  • 6) мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
  • 7) мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения;
  • 8) мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний;
  • 9) придание пострадавшему оптимального положения тела;
  • 10) контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
  • 11) передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Вышеуказанный перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников оказания первой помощи.

Однако существуют категории участников оказания первой помощи, которые могут и должны оказывать помощь пострадавшим в большем объеме, например, при воздействии специфических факторов риска, в условиях невозможности своевременного оказания медицинской помощи и др. При этом действующая редакция ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ не предусматривает в рамках полномочий Минздрава России возможность расширения объема первой помощи для участников оказания первой помощи, которые сталкиваются с необходимостью оказания первой помощи в большем объеме.

В настоящий момент ведется работа над внесением изменений и дополнений в статью 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законопроект предусматривает расширение объема первой помощи для заинтересованных категорий участников оказания первой помощи. В перспективе это позволит, в том числе, применять необходимые лекарственные препараты для сохранения жизни и здоровья работников в условиях труднодоступных районов. При этом работниками могут применяться необходимые лекарственные средства, назначенные врачом для личного пользования.

«ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600, содержит раздел 12 «Обучение безопасности труда в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим» и приложение «Б» «Программа Б.3 — Примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим». Эти разделы были разработаны и утверждены без участия Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России и по большому числу пунктов не соответствуют действующему российскому законодательству в области первой помощи, а также современным требованиям по оказанию первой помощи. В связи с этим «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» не может применяться работодателем для разработки локальных правовых актов, регламентирующих обучение правилам оказания первой помощи в организации.

 

Заместитель директора

Департамента

Н.С.МАРКАРЯН