Скачать проверочные листы

Индексация заработной платы

Вопрос индексации заработной платы до сих пор остается актуальным и достаточно спорным в трудовом законодательстве РФ. Если индексация работников бюджетной сферы урегулирована нормами статьи 134 ТК РФ, то коммерческие организации индексируют заработные платы своих работников так, как это видят сами в соответствии с условиями локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда.

Как неоднократно отмечал Конституционный суд РФ, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников. Но, как

отмечает суд, предусмотренное статьей 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.  Иными словами, организации, не относящиеся к бюджетной сфере, порядок и механизм индексации определяют самостоятельно в своих локальных нормативных актах.

Выводы Верховного суда РФ, изложенные в определении от 24.04.2017 N 18-КГ17-10 по данному вопросу предоставили организациям, не относящимся к бюджетной сфере еще большую свободу в решении вопроса по установлению механизма индексации. Как отметил суд, по смыслу нормативных положений статьи 134 ТК РФ порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Иначе говоря, индексация в понимании статьи 134 ТК РФ – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере самостоятельно определяют механизм, порядок, условия, размер и периодичность индексации заработной платы путем прописания всех этих условий в локальных нормативных актах.