Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Модернизация законодательства в сфере охраны труда

parlak-bir-fikrim-var-diyen-genclere-50-bin-tl-hibe-destegi-620x465НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ОТ

Реформирование трудового законодательства уже началось и, как ожидается, в обозримой перспективе – через три-четыре года – в России будет выстроена современная рыночная система управления охраной труда на всех уровнях.

В уже введены понятия профессионального риска и управления профессиональными рисками. В государствах Евросоюза и других развитых странах мира уже давно применяется управление профессиональными рисками, и такой подход дает заметные результаты в части снижения уровня травматизма и улучшения условий труда.

Федеральным законом от 03.12.2012 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 243-ФЗ) в Федеральный закон от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее – Закон № 167-ФЗ) введена “Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года”.

 

С 2013 г. работодатели обязаны выплачивать дополнительные страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц, которые заняты во вредных и опасных условиях труда и на этом основании имеют право на досрочную трудовую пенсию в соответствии со Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

 

Таким образом, если раньше досрочные трудовые пенсии финансировались за счет общих средств ПФР, то теперь бремя финансовой ответственности перекладывается на работодателей, создающих вредные и опасные условия труда.

 

Законом установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица:

 

  • подземные работы, работы с вредными условиями труда, работа в горячих цехах – 4% в 2013 г., 6% в 2014, 9% с 2015 г.;
  • работы с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии, – 2% в 2013 г., 4% в 2014, 6% с 2015 г.

 

 

Во взаимодействии с представителями работодателей и профсоюзов планируется подготовить федеральный закон о специальной оценке условий труда (далее – Законопроект), который придет на смену ныне действующему порядку проведения АРМ.

В дополнение к существующим нормам, которые будут детализированы и усовершенствованы, предполагается внедрить новые подходы. Минтруд России уже вынес на обсуждение социальных партнеров дорожную карту концепции Законопроекта, впоследствии их вниманию будут представлены его конкретные положения.

Результаты специальной оценки условий труда будут использоваться как для пенсионного регулирования, так и для решения вопросов предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также для реализации прочих процедур, увязанных с конкретными условиями труда на рабочем месте.

В Законопроекте будут затронуты и вопросы государственной экспертизы условий труда, а также требования к организациям, проводящим оценку условий труда. Минтруд России является единственным органом, уполномоченным проводить аккредитацию организаций, оказывающих услуги на рынке оценки условий труда. В настоящее время создан единый общефедеральный реестр аккредитованных организаций. Вместе с социальными партнерами и профессиональным сообществом Минтруд России будет вырабатывать взаимоприемлемые подходы в этой сфере, которые позволят обеспечить качество и достоверность оценки условий труда на рабочих местах.

 

Следует также сказать несколько слов и о других законодательных новациях 2013 г.

 

Так, сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится законопроект о замене сертификации работ по охране труда декларированием. К весне 2013 г. он будет внесен в Госдуму Российской Федерации.

 

Планируется продолжить работу по ратификации конвенций МОТ, гармонизации российского законодательства с международным. В частности, в ближайшее время в Правительство РФ, а затем и в Госдуму будет внесен законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах (Женева, 6 июня 1995 г.).

 

Детально изучается вопрос о возможной ратификации Конвенции МОТ № 161 о службе гигиены труда (Женева, 7 июня 1985 г.).

 

Подготовлен новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

 

Кроме того, Минтруд России направил в Минобразования России проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки по специальности “охрана труда и управление профрисками” (бакалавриат со сроком обучения четыре года). Надеемся, что Минобразования России оперативно проведет необходимые процедуры по его согласованию и утверждению и уже с 1 сентября 2013 г. вузы смогут начать набор студентов.

 

Переход на современные системы управления охраной труда и процедуры оценки профессиональных рисков будет способствовать увеличению потребности предприятий в квалифицированных специалистах по охране труда, а мы сможем в сжатые сроки их подготовить.

 

В настоящее время заканчивается разработка широкомасштабной программы подготовки профессиональных стандартов, в рамках которой планируется принять свыше 600 стандартов. В профессиональные компетенции инженеров различных профилей введены требования, предусматривающие наличие знаний по охране труда.

 

В конце 2011 г. Минздравсоцразвития России разработало и направило в регионы Типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации на период 2012–2015 гг. В ней были предложены целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации региональной программы по годам, а также методика оценки ее эффективности. В 2013 г. Минтруд России планирует направить в субъекты Российской Федерации поручение представить свои региональные программы, которые они должны были принять на базе указанной Типовой программы, и будет мониторить ситуацию, связанную с наличием таких программ и выполнением предусмотренных в них мероприятий по улучшению условий труда. Без четко выстроенной вертикали управления охраной труда нам не удастся решить задачи перехода к превентивному подходу в сфере улучшения условий труда и минимизации профессиональных рисков.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В. А. Корж (ВЫПИСКА)