Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Планируемые изменения в трудовом законодательстве 2016 по оплате труда

i (23) - копияВ целях повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства РФ в части оплаты труда работников Правительством РФ был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда) (далее — законопроект) в Госдуму.

В настоящее время законодательством установлена ответственность лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, в том числе за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, компенсаций и других выплат, причитающихся работнику.

 

С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда законопроектом предлагается внести изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

 

«Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

  1. Частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа
  • на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  1. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа
  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей,
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Законопроектом предусматривается, что нарушение по выплате заработной платы образует самостоятельный состав административного правонарушения.

 

Также предлагается внести изменения в статью 236 Трудового кодекса РФ.

Выписка из текста законопроекта:

«Статья 236. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

При задержке указанных в части первой настоящей статьи выплат работнику, составляющей свыше ста восьмидесяти дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со сто восемьдесят первого дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя»

Таким образом, законопроект предусматривает введение прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации (статья 236 ТК РФ), если невыплата заработной платы продолжается свыше шести месяцев, то работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ (действующей нормой предусмотрена 1/300 ставки рефинансирования независимо от срока задержки).

 

Рассмотрим изменения, которые предлагается внести в  статью 136 Трудового кодекса РФ.

Выписка из законопроекта:

«Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».

Действующая редакция статьи 136 Трудового кодекса РФ ставит под вопрос возможность выплаты работнику заработной платы, например 25 числа (т.е. по истечении 10 календарных дней со дня окончания периода), поскольку например, работник, поступивший на работу 1-го числа, получит заработную плату за первую половину месяца (аванс) только в конце месяца (25-го числа), когда месяц практически отработан полностью, что противоречит трудовому законодательству. Данная позиция подтверждается и в Письме Минздравсоцразвития РФ от 25.02.2009 N 22-2-709. Однако видится, что предлагаемая законопроектом редакция статьи 136 Трудового кодекса РФ отражает реалии складывающихся в настоящее время отношений между работником и работодателем по вопросу даты выплаты заработной платы.

 

Указанные меры будут направлены на своевременную и в полном объеме выплату работникам заработной выплаты.