Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Государственное регулирование экологической безопасности

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. В процессе производственной деятельности, а также при личном потреблении имеют место значительные выбросы в окружающую среду.

Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, то есть способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. Начиная с 50—70-х годов текущего столетия в связи с резким увеличением попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, а особенно высокотоксичных, природа в ряде мест не обеспечивает полного разложения вредных веществ и их нейтрализации; загрязняющие вещества продолжают накапливаться в окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы. В связи с этим возникла необходимость в прогнозировании степени загрязнения окружающей среды с учетом ее самоочищающей способности и в разработке практических мер для снижения попадания в природу загрязняющих веществ.

Решение проблемы охраны окружающей природной среды является одной из актуальных общемировых проблем современности, так как экологические проблемы приобретают глобальный характер. Быстрое развитие получила законодательная деятельность в области охраны окружающей среды. В развитых странах приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которой приняли участие 179 государств мира. На Конференции были приняты документы, в основе которых лежит так называемая концепция устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) развития. В работе Конференции ООН по развитию и окружающей среде приняла участие и российская делегация. Был подготовлен доклад о состоянии окружающей среды в России. После Конференции была разработана стратегия национального развития РФ – «Повестка дня для России на XXIвек», основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. был подписан Указ Президента РФ (№ 440) «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что решить данную проблему только за счёт чисто рыночных механизмов невозможно.При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение).

Для всей территории РФ актуальны задачи сохранения плодородия почв и земель. Одной из важнейших причин экологических проблем в России — неэффективная, природоемкая структура экономики. В России сохранилась самая крупная в мире по площади ненарушенная хозяйственной деятельностью территория, составляющая примерно 60— 65% площади страны. России принадлежит самый крупный среди стран мира массив лесов, составляющий 22% лесопокрытой территории планеты. Водно-болотные угодья страны составляют примерно 60% от всех подобных территорий северного полушария и служат холодными ловушками углерода, что очень важно для стабилизации климата. Глобальное значение имеют ресурсы России. Недра страны содержат 13% мировых запасов нефти, 34% газа, 12% угля, 27% железных руд.

Ключевое значение в формировании государственной экологической политики РФ имеет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. 1 апреля 1996 г. Указом Президента России № 440 была утверждена Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. 7 декабря 2001 г. 27 августа 2002 г. на заседании Правительства РФ одобрена «Экологическая доктрина РФ», которая определяет государственную экологическую политику, ее цели, принципы, направления, пути и средства реализации. 17 декабря 2009 года президентом РФ Д.А. Медведевым подписана Климатическая доктрина РФ (Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации»).

В настоящее время назрела необходимость разработки концепции экологической безопасности, которая предусматривала бы баланс административных, экономических и смешанных методов государственного регулирования охраны окружающей среды.

Создать действенную систему экологической безопасности в стране, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере – такая задача была поставлена В.В. Путиным на заседании Совета Безопасности  еще 31 января 2008 г.