Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Лицензирование в области экологической безопасности

Экологическое лицензирование — это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования.

Если имеет место использование природного ресурса, то требуется лицензия на природопользование.

Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом.

При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы.

Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.

 

По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса — на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации.

 

В основном, все лицензии и разрешения прописаны Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности». Некоторые виды деятельности подпадают под действие экологических кодексов и иных положений о лицензировании.

 

Виды экологического лицензирования

Как правило, для предприятий крупного-среднего бизнеса экологическое лицензирование заключается в получении следующих документов:

  • Лицензия на обращение с отходами 1-4 классов

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (в терминологии ФЗ).  Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона –  100 000 — 250 000 рублей.

 

С 1 июля 2015 вступил в силу закон Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1-4 классов опасности без лицензии с 01.01.2016 не допускается.

Новые лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов необходимо получить до 1 января 2016 года; лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности сохранят свое действие до 1 января 2019 года и их можно будет переоформить.

 

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.

Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.

Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).

Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.

Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.

 

Деятельность по накоплению отходов 1-4 класса  и вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)опасности НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015.

 

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с отходами  подлежат лицензированию по отходам 1-4 класса

 

Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

КоАП РФ, ст. 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей

Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей

ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток

Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

 

КоАП РФ, ст. 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет

Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет

Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет

 

Требования для оформления лицензии по отходам

Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации -вышеупомянутых объектов

 

С целью получить лицензию на отходы соискатель направляет в лицензирующий орган пакет документов (в соответствии с 99-ФЗ, ст. 13, часть 1):

  • заявление на лицензию, в приложении к которому идут документы:

заверенные копии учредительных документов (или копии с предъявлением оригинала);

  • перечень видов отходов, на которые требуется лицензия (включая наименование, класс опасности и код ФККО каждого вида отхода);
  • перечень работ, соответствующих указанным видам отходов;
  • копии документов на промбазу, стоянку, здания, сооружения и т.д., которые будут использоваться в составе лицензионной деятельности (это бывает: свидетельство о праве собственности, договор (суб-)аренды, акт и приказ о передаче в оперативное пользование и т.д.);
  • копии документов оборудования и установок, задействованных в выполнении заявленных работ. В данном случае это – технологический регламент или иной технический документ описывающий технологию, заключение госэкспертизы на технологию, техническая документация на саму установку (ТУ, сертификат ГОСТ РФ, санитарно-эпидемиологическое заключение (при наличии), допуск от Ростеха, и т.д.;
  • СанЭпид заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, планируемые к использованию для выполнения заявленных работ. (Получение может входит в пакет услуг проектной организации по получению лицензии);
  • положительное заключение госэкспертизы по проектной документации всех объектов, задействованных в обезвреживании и размещении отходов. Не относится к объектам, получившим разрешение на строительство до 30.12.2008 — т.е. до даты вступления в силу ФЗ-309 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
  • реквизиты из разрешения на строительство/ввод в эксплуатацию капитального строения, выданные в период с 18.12.2006 по 30.12.2008 (т.е. с момента вступления в силу закона ФЗ-232 и по вступление в силу закона ФЗ-309) — для работ по обезвреживанию и размещению опасных отходов;
  • копии свидетельств/сертификатов на право работы с отходами (на руководителя или его зама и на работников, находящихся в штате и непосредственно задействованных на работе с отходами);
  • копии трудовых договоров и приказов о зачислении на работу;
  • приказ о назначении должностного лица, которое отвечает за допуск сотрудников к работе с отходами;
  • копии материалов, подтверждающих наличие системы производственного контроля (ранее ППЭК). С учетом принятия ФЗ-458 система производственного контроля делается по всем направлениям: воздух, вода, отходы;
  • платежка об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
  • лист с описью указанных документов.

 

  • Лицензия на недропользование (в т.ч. в части обращения с водой)

Подземные воды считаются одним из полезных ископаемых. Соответственно юридическое лицо, обладающее водозаборной скважиной, является недропользователем. Следовательно, у владельца должна быть лицензия на недропользование. Это указано в законодательстве Российской Федерации (ЗАКОН РФ № 2395-1 «О НЕДРАХ»), где говорится, что предоставление недр в пользование оформляется наличием специализированного документа — лицензии, что является разрешением от государства на недропользование.

 

Лицензия на недропользование выдается для того, чтобы:

  • разрабатывать месторождения и добычи ископаемых;
  • осуществлять строительство и пользоваться ресурсами под землей;
  • провести все необходимые геологические изучения подземных недр;
  • создание особо важных и охраняемых объектов;

Получение лицензии на недропользование дает её владельцу официальное разрешение на добычу полезных ископаемых.

 

Лицензия дается организации на определенный период времени, обычно это 25 лет, но некоторые из них могут быть без ограничения по времени.

 

Этапы получения лицензии на недра:

-Первым делом проводятся геофизические исследования территории в месте предполагаемого бурения скважин. Это делается для изучения пород и водоносных горизонтов.

-Далее оформляется лицензия с целью геологического изучения участка недр. -Данный вид лицензии действует 5 лет. В ней прописываются мероприятия, которые необходимо провести, чтобы получить основную лицензию на добычу подземных вод.

Следующим этапом проводятся работы по бурению артезианской скважины.

После отбираются пробы и проводятся анализы (химический, бактериологический, радиационный)  воды из скважины аккредитованной лабораторией, получается экспертное заключение на эти анализы.

Параллельно с этим разрабатывается и согласовывается проект Зон санитарной охраны источника водоснабжения. Для согласования проект сначала подают на экспертизу в экспертную аккредитованную организацию для получения экспертного заключения. Вторым этапом проект с экспертным заключением подается в территориальное управление Роспотребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения. Последняя инстанция, в которую уходит проект ЗСО является Комитет по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга или Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

После проводится оценка запасов недр (ОЗПВ)

Следующим этапом материалы оценки запасов подземных вод подаются на экспертизу в территориальную комиссию по запасам (ТКЗ), где  выдается протокол с утвержденными запасами подземных вод по участку одиночного водозабора

В итоге собираются все документы, необходимые для лицензии и подаются в Департамент по недропользованию субъекта РФ, где и происходит получение лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод.

 

Лицензия на недра может быть выдана при предоставлении следующего пакета документов:

  • Устав или учредительный договор, который предварительно должен быть заверен нотариусом;
  • Выписка из государственного реестра юридических лиц;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственном реестре юридических лиц;
  • Индивидуальный предприниматель должен предъявить все документы, которые, несомненно, подтверждают его личность – то есть персональные данные (Ф.И.О, место жительства и т.д.);
  • Копия договора или свидетельства, что данное юридическое лицо действительно является индивидуальным предпринимателем;
  • Свидетельство о постановке на учете у налоговых органов;
  • Документы, которые подтверждают финансовую состоятельность индивидуального предпринимателя;
  • Правоустанавливающие документы на земельных участков, на которых будет производиться все работы с недрами;
  • Предложения заявителя по условиям использования недр;

 

Штраф за отсутствие лицензии на воду согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  пункт 7.3. составляет от 800 000 рублей, при этом либо получение лицензии и прохождение всех этапов согласования, либо ликвидация скважины.

 

  • Экологическая сертификация

Проводится для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст.31 Закона об охране окружающей среды).

 

Предусматривается четыре вида объектов экологической сертификации:

  • объекты окружающей природной среды (природные ресурсы, природные компоненты);
  • источники загрязнения окружающей среды (производства, технологические процессы, отходы и др.);
  • продукция природоохранного назначения (природоохранные технологии, продукция, услуги);
  • экологические информационные ресурсы, продукты и технологии (базы данных, программные продукты, модели загрязнения).

 

Экологический сертификат или экознак является определяющим фактором конкурентоспособности для большинства продукции. Оценке соответствия подлежит не только готовая продукция, предназначенная для потребителя, но и система экологического управления (СЭУ) предприятия в целом.

В 90-х годах начались работы по стандартизации СЭУ, создан технический комитет ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой». В 1996г. комитет разработал комплекс стандартов серии ИСО 14000, распространяющихся на управление экологическими аспектами деятельности предприятий. Согласно этим стандартам, СЭУ определяется как составная часть общей системы административного управления предприятием, служат целям управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции. Основная задача СЭУ – управление экологическим риском.

Стандарты ИСО 14000 (многие приняты как ГОСТ Р) можно разделить на три группы:

  • стандарты общего назначения – ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ИСО 14001:1996) «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р ИСО 14004-2007 (ИСО 14004:1996) «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания принципам, системам и средствам обеспечения функционирования», ГОСТ Р ИСО 14050-99 (ИСО 14050-98) «Управление окружающей средой. Словарь»;
  • стандарты на правила проверки и оценки СЭУ – ГОСТ Р ИСО 14010-98 (ИСО 14010: 1996) « Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ИСО 14031:1996 «Управление окружающей средой. Оценка окружающей среды. Руководящие указания»;
  • стандарты, ориентированные на продукцию – ИСО 14020:1998 «Экологическая маркировка и декларации. Основные принципы»; ИСО 14021:1998 «Экологическая маркировка и декларации. Декларации об окружающей среде»; ИСО 14024:1998 «Экологическая маркировка и декларации. Экологическая маркировка 1-го типа. Принципы и процедуры»; ГОСТ Р ИСО 14040-99 (ИСО 14040:1997) «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»; ИСО 14041:1998 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области. Анализ»; ИСО 14042 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»; ИСО 14043 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация».

 

Основными объектами проверки при сертификации СЭУ являются:

  • деятельность по обеспечению, управлению и улучшению охраны окружающей среды в организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001;
  • технологические этапы производства, при которых возможно появление продуктов, вызывающих загрязнение или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду непосредственно своим появлением или за счет увеличения концентрации выбросов (сбросов) за определенный интервал времени;
  • экологичность продукции на этапах маркетинга, разработки, изготовления, потребления и утилизации.

Экологическая сертификация может проводиться в обязательной и добровольной областях.

Обязательной сертификации подлежат объекты, которые в соответствии с действующим законодательством должны отвечать:

  • требованиям по охране окружающей среды;
  • обеспечению экологической безопасности;
  • сохранению биологического разнообразия.

Объекты обязательной экологической сертификации:

  • системы управления охраной окружающей среды, регламентируемые международными стандартами;
  • продукция, вредная для окружающей среды, озоноразрушающие вещества, предполагаемые к ввозу в РФ и вывозу из РФ, а также товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;
  • экологически вредные технологии, используемые на промышленных и опытно-экспериментальных объектах предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности;
  • отходы производства и потребления;
  • виды животных и растений, попадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, добытые в открытом море судами РФ.