Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Внеплановая проверка Государственной инспекции труда

logoСтатьей 357 Трудового кодекс РФ (далее — ТК РФ) установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Однако делать они это могут лишь в строго установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядке.

Предметом внеплановой проверки Государственной инспекции труда (далее — ГИТ) является как соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, так и выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан,

вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. Поступление в Государственную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Важно помнить, что Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) устанавливает запрет на проведение внеплановой проверки, если обращение и заявление не позволяет установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).

Внимание

Проводить проверку по анонимному обращению инспектор ГИТ не вправе.

Между тем анонимные обращения нужно отличать от конфиденциальных обращений, то есть от обращений, в которых работник указал фамилию, имя, отчество, но при проведении проверки просит их не разглашать, иначе говоря, просит соблюсти конфиденциальность. В этом случае инспектор его фамилию назвать не вправе. В целях соблюдения требования о конфиденциальности проверяющий может попросить документы не только по заявителю, но и по другим работникам, чтобы, так сказать, «не догадались, кто подал жалобу». Это требование установлено и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», согласно п. 2 ст. 6 которого при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Продублировано это требование и в ст. 358 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Таким образом, в случае если гражданин в своем обращении в ГИТ требует соблюдения конфиденциальность при проведении проверки по его заявлению, инспектор обязан будет провести ее так, чтобы работодатель не догадался о личности заявителя. Это может достигаться, в частности, тем, что проверять будут документы по всему структурному подразделению, а при необходимости – по всей организации. И хорошо, если в заявлении поднимается один–два вопроса (невыплата заработной платы, неправомерное наложение дисциплинарного взыскания), однако случается так, что заявитель перечисляет в заявлении практически все возможные нарушения трудового законодательства. Это будет означать, что в организацию придет запрос на предоставление документов и информации на нескольких листах с требованием предоставить едва ли не всю кадровую и бухгалтерскую документацию, связанную с трудовой деятельностью всех работников. А если учесть, что срок давности обращения в инспекцию законом не установлен (т.е. заявитель может потребовать провести проверку правильности начисления заработной платы за 2-3, а то и более лет), картина становится совершенно неутешительной.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки с предъявлением к ней требований, установленных для каждой из этих двух проверок.

Внеплановая выездная проверка может быть проведена при причинении (возникновении угрозы причинения) вреда жизни, здоровью работника, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении (угрозы) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органами государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

В ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрены случаи, когда внеплановая выездная проверка может проводиться незамедлительно. К таковым, в частности относится причинение вреда жизни, здоровью граждан. В этом случае инспектор ГИТ извещает органы прокуратуры о проведении соответствующим мероприятий. Прокурор или его заместитель, в свою очередь, принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Внимание

По общему правилу о проведение выездной внеплановой проверки, работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав или о проведении проверки условий охраны труда на его рабочем месте (если это связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью работника или угрозой такого причинения), не требуется.

Вполне очевидно, что быстро устранить имеющиеся нарушения в данном случае едва ли возможно. Таким образом, строгое соблюдение требований трудового законодательства с самого начала деятельности организации – самый эффективный способ избежать предписания и штрафа.