Скачать проверочные листы

Особенности СОУТ водителя в 2018 году

Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования утверждены приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. № 543н и, 13 декабря прошли регистрацию в Минюсте России. Особенности проведения СОУТ водителя начали действовать с 25 декабря 2017 года.

Поскольку особенности проведения специальной оценки условий труда водителей расписаны законодателем на двух листах, приведем содержание целиком. 

ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО
ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования (далее соответственно — водители, рабочие места) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, а также с учётом настоящих Особенностей.

2. Допускается проведение специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями (объединением работодателей) на рабочих местах водителей, если они расположены на транспортных средствах одной модели, а указанные транспортные средства используются для регулярных перевозок пассажиров в границах одного населённого пункта и (или) для регулярных перевозок в пригородном сообщении с одним населённым пунктом и удовлетворяют требованиям части 6 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Особенностей, работодателями (объединением работодателей) может создаваться единая комиссия по проведению специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Полномочия руководителя комиссии по проведению специальной оценки условий труда делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.

4. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.

Организация и порядок выполнения указанного специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

 

5. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах исследованиям (испытаниям) и измерениям в обязательном порядке подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

  • а) шум;
  • б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
  • в) виброакустические факторы;
  • г) параметры микроклимата;
  • д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);
  • е) напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства);
  • плотность сигналов и сообщений в единицу времени, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей;
  • число объектов одновременного наблюдения, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей;
  • нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения);
  • активное наблюдение за ходом производственного процесса;
  • нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).

 

6. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряжённости трудового процесса на рабочих местах водителей следует учитывать наличие следующих объектов одновременного наблюдения:

  • а) предусмотренных Правилами дорожного движения наблюдаемых водителем дорожных знаков, в том числе временных; сменных сигналов светофоров (красный, жёлтый, зелёный, лунный) и световых информативных устройств, дорожной разметки; издаваемых транспортными средствами при их движении, остановке или манёврах световых и звуковых сигналов (сигналы поворота, стоп-сигналы, ходовые огни, огни заднего хода), специальных сигналов регулировщика;
  • б) пешеходов, находящихся на проезжей части, при выполнении на перекрестках поворота налево или направо;
  • в) предусмотренных правилами технической эксплуатации транспортных средств путевых сигналов (спецчасти контактной сети, спецчасти рельсового пути, знаки ограничения скорости, указательные знаки, спецзнаки городского электротранспорта);
  • г) процесс открытия и закрытия дверей пассажирского салона для посадки и высадки пассажиров на остановках городского транспорта, а также показаний сигнализации открытия и закрытия дверей на панели приборов транспортного средства;
  • д) процесс высадки и посадки пассажиров в салон транспортного средства, наблюдаемый через боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства;
  • е) действия и поведение пассажиров в салоне транспортного средства, наблюдаемые через салонное зеркало заднего вида транспортного средства;
  • ж) показаний индикаторов на панели приборов транспортного средства.

 

7. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса в части подсчёта плотности сигналов и сообщений в единицу времени принимаются следующие минимальные значения числа сигналов и сообщений, указанных в пункте 6 настоящих Особенностей, и получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства:

  • а) при начале движения — 6;
  • б) при остановке для посадки (высадки) пассажиров — 12;
  • в) при прибытии на остановочный пункт — 6;
  • г) при замедлении скорости — 6;
  • д) при маневрировании (перестроении из ряда в ряд, повороте, развороте, движении задним ходом) — 12.

 

8. При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.

9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.

10. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.