Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Как правильно оформить выданные СИЗ

specodezhda-stati-66Работодателю необходимо заботиться о безопасных условия труда своих сотрудников. Однако обеспечивать средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работников, которые подвергаются воздействию вредных и опасных факторов, ему приходится за свой счет (ст. 221 ТК РФ). Если еще учесть, что хранение, стирка и сушка также вменяются в обязанность работодателя и включаются в его расходы, не удивительно, что некоторые организации считают для себя весьма обременительными вопросы защиты работников от вредных или опасных факторов.

Помимо того, что работодатель должен обеспечить сотрудников средствами защиты, он обязан вести учет выдаваемых СИЗ. Основным документом, в котором отражают выдачу и возврат средств защиты, является личная карточка работника.

В ней отражают сведения о сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • структурное подразделение;
  • профессия;
  • пол;
  • возраст;
  • размер одежды, обуви, головного убора, перчаток и др.;
  • наименование СИЗ и количество, выдаваемое на год;
  • наименование типовых норм, на основании которых выданы средства защиты.

На оборотной стороне личной карточки необходимо указать:

  • № сертификата соответствия;
  • дату и количество СИЗ, выданных работнику, с его подписью;
  • дату и количество СИЗ, которые работник вернул, и его подпись;

Ответственный за выдачу и прием СИЗ также расписывается в карточке.

СКАЧАТЬ бесплатно:

Учет средств защиты можно вести в электронном виде, однако форма карточки должна быть сохранена. Проблема с личной подписью решается просто: вместо нее заносят номер и дату Ведомости учета выдачи спецодежды, на которой имеется личная подпись работника.

Если на вашем производстве по условиям труда работникам положены смывающие и обеззараживающие средства, их выдачу фиксируют под роспись в специальной карточке.

Сведения о выданных СИЗ можно дублировать в журнале их учета и выдачи.

В личной карточке выдачи смывающих и(или) обезвреживающих средств также указываются ФИО, структурное подразделение, профессия, по которой трудится работник, дата поступления на работу, наименование и пункт Типовых норм, в соответствии с которыми осуществляется выдача указанных средств, их вид, количество на год, сведения о сертификате соответствия, а также дата выдачи, количество, способ выдачи (индивидуально; посредством дозирующей системы) и расписка в получении.

Для удобства учета рекомендуем вести отдельный журнал, в котором фиксируют выданные и возвращенные СИЗ.

Как вернуть деньги

Несмотря на то, что приобретение средств индивидуальной защиты – дело довольно затратное, вернуть часть потраченных на это средств все же можно. С 1 января 2013 года введены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила), по которым до 20 процентов страховых взносов может быть возвращено работодателю. Для этого он должен подтвердить, что провел мероприятия, которые улучшили условия труда работников. Одно из таких мероприятий – «приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» (подп. «г» п. 3 Правил).

Чтобы вернуть деньги, работодателю нужно обратиться в территориальный отдел ФСС России с соответствующим заявлением.

К заявлению нужно приложить:

  • план финансового обеспечения  предупредительных мер в текущем календарном году и (или) план мероприятий, направленных на улучшение и оздоровление условий труда в организации по результатам аттестации рабочих мест;
  • копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда) и (или) копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

В плане мероприятий должно быть предусмотрено приобретение средств индивидуальной защиты.

Также к заявлению прилагают :

  • перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников;
  • перечень приобретаемых СИЗ с учетом аттестации рабочих мест и со ссылкой на протоколы обеспеченности средствами защиты;
  • копии протоколов обеспеченности работников СИЗ;
  • копии сертификатов (деклараций) соответствия на каждый вид СИЗ, если они должны быть обязательно сертифицированы (задекларированы).

ФСС России не вправе требовать дополнительные документы.

Когда деньги на СИЗ будут потрачены, нужно подготовить отчет о целевых расходах. Его предоставляют ежеквартально в ФСС России по форме-4 ФСС. Вот здесь могут потребоваться дополнительные документы (счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. д.), перечень которых нужно уточнять в территориальном отделении ФСС России.

Копии документов нужно заверить печатью работодателя (страхователя).

Решение о возврате части страховых взносов должно быть принято в течение 21 рабочего дня. Это означает, что рассматривать заявление будут целый месяц.

Решение о выдаче денег на ФОПМ и их объеме или об отказе оформляется приказом в срок до 21 рабочего дня со дня подачи заявления в зависимости от сумм начисленных страховых взносов за предшествующий год.

Есть и еще один способ сэкономить на приобретении СИЗ. Их можно взять в аренду (п. 4 Межотраслевых правил). Такой способ выгоден, когда спецодежда является дорогостоящей, а требуется нечасто.

Целесообразно пользоваться арендованными СИЗ (защитными касками, предохранительным поясом и т. п.) также при необходимости выполнения разовых работ, например, на высоте.

Помните, что запрещено приобретать (в том числе по договору аренды) и выдавать работникам средства индивидуальной защиты, которые не имеют декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо срок действия этих документов истек (п. 8 Межотраслевых правил).