Скачать проверочные листы ГИТ
Скачать проверочные листы МЧС

Органы государственной экологической политики РФ

Различные стороны и моменты экологического административно-правового регулирования являются элементами компетенции многих государственных и муниципальных органов исполнительной власти, но основная роль принадлежит Министерству природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), на которое согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» (Росприроднадзор), возложено следующее, он осуществляет контроль и надзор:

  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
  • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий и некоторые другие виды контроля.

 

Кроме этого, Росприроднадзор выполняет функции:

  • административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;
  • федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал, а также выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на: добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими; содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, нс отнесенных к объектам охоты и рыболовства; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства); ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб; экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов; экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения; экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых); экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них; экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ, и в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ;
  • создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ в пределах своей компетенции.

 

Росприроднадзор организует и проводит в порядке, определяемом Правительством РФ, государственную экологическую экспертизу: проектов правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям па природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов и иную деятельность согласно законодательству.

 

Руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и их структурных подразделений вправе (ст. 23.29 КоАП РФ) от имени Росприроднадзора рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.33–8.36, ч. 1 ст. 8.37, а главные, старшие государственные инспектора РФ и их заместители (в том числе и в субъектах РФ) по охране природы – административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.12, ч. 1, 2,4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.15, 8.18, 8.19, 8.21-8.23, ч. 2 и 3 ст. 8.31, ст. 8.33-8.36, ч. 3 ст. 8.37, ст. 8.39, 8.41 КоАП РФ.

 

В ведении Минприроды России находится Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

 

Росгидромет обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств РФ по международным договорам РФ.

 

Руководители Росгидромета и его заместители, а также руководители территориальных органов в субъектах РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 7.2, ст. 8.5, ч. 1 и 2 ст. 8.40, ст. 8.43 КоАП РФ.

 

В ведении Минприроды России осуществляют свою деятельность три федеральных агентства: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

 

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) согласно постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Росводресурсы в установленной сфере деятельности осуществляет большой круг полномочий, среди которых: организация территориального перераспределения стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ; осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений, а также другие функции и полномочия, определенные природоохранным законодательством.

 

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» осуществляет функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, а также осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Рослесхозу. Кроме того, Рослесхоз осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов РФ вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений; а также контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочий (с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий).

 

Рослесхоз в установленном законодательством РФ порядке уполномочен направлять материалы о нарушении лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд и предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам.

 

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293, осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

 

На Роснедра возложено осуществление полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству. Кроме этого на Роснедра возложена организация государственного геологического изучения недр; экспертиза проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также иные функции и полномочия.

 

Роснедра не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

 

Экологический контроль — это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Задачи экологического контроля:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
  • проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

 

На федеральном уровне – это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

 

Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый — сбор и обработка исходных данных. Второй — осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля — предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

 

Выделяют:

  • государственный,
  • муниципальный,
  • производственный
  • общественный экологический контроль.

 

Государственный экологический контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы. Согласно закону «Об охране окружающей среды» они имеют право:

  • посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
  • проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов
  • устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
  • назначать государственную экологическую экспертизу;
  • требовать устранения выявленных недостатков;
  • привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

 

Муниципальный экологический контроль — это контроль органов местного самоуправления на территории муниципального образования. Основой для его осуществления служат законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

  • выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;
  • мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования;
  • координация деятельности в области производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга;
  • информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования и другой необходимой и достаточной экологической информации;
  • пропаганда природоохранного законодательства;
  • привлечение общественных организаций и населения к участию в процессе исполнения на территории муниципального образования природоохранного законодательства;
  • осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства;
  • контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;
  • осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней;

 

Производственный экологический контроль — контроль предприятия за своей деятельностью в области природопользования и охраны среды. Необходимость проведения этого вида контроля наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», также определена Федеральными законами от 04.05.1999г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

 

Общественный экологический контроль — контроль выполнения требований экологического законодательства со стороны общественных организаций, профсоюзов, отдельных граждан. По возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства этот вид контроля уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Поэтому, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.